29.07.2019

Закон об аудиторской деятельности изложен в новой редакции

27 июля 2019 года опубликован Закон № 229-З. Им изложен в новой редакции Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон).

Рассмотрим основные изменения.

 

1.Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

2. Аудиторский реестр

3. Аудиторская палата

4. Наблюдательный совет по аудиторской деятельности

5. Статус аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций

6. Права и обязанности аудируемых лиц, заказчиков аудиторских услуг

7. Осуществление аудиторской деятельности

  

1. Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

С принятием новой редакции Закона при проведении аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, обязательным станет соблюдение международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров, (абз. 9 ст. 2, абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона).

Кроме того, показателем качества работы аудитора будет соблюдение им Кодекса этики профессиональных бухгалтеров МФБ (абз. 9 ст. 2, абз. 1 п. 2 ст. 23 Закона).


Справочно.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (англ. International Federation of Accountants (IFAC)) — глобальная организация бухгалтеров, основанная в 1977 году. В её состав входят 175 членов из 130 стран и юрисдикций, объединяющих свыше 2,5 миллионов бухгалтеров, занятых в общественной практике, промышленности, торговле, управлении и академической деятельности.


Введение в действие международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики на территории Республики Беларусь отнесено к компетенции Совета Министров (п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 23 Закона).

 

2. Аудиторский реестр

В Закон вводится понятие «Аудиторский реестр» — систематизированный перечень аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории Республики Беларусь физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности (абз. 10 ст. 2, ст. 6 Закона).

Включение аудитора, аудитора-ИП и аудиторской организации в Аудиторский реестр будет обязательным условием осуществления ими деятельности (п. 2, 4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона).

Порядок ведения Аудиторского реестра, в том числе форму и перечень включаемых в него сведений, порядок включения и исключения сведений, внесения изменений (дополнений) в сведения должен установить Минфин (п. 5 ст. 5 Закона).

Аудиторский реестр будет включать следующие разделы:

  1. реестр аудиторов;

  2. реестр аудиторов — индивидуальных предпринимателей;

  3. реестр аудиторских организаций.

Ведение Аудиторского реестра отнесено Законом к совместной компетенции Минфина и Аудиторской палаты (см. разд. 3):

  • Минфин вносит в Аудиторский реестр информацию об аудиторах (в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о выдаче квалификационного аттестата аудитора),

  • Аудиторская палата вносит в Аудиторский реестр информацию об аудиторских организациях и аудиторах-ИП (в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их включения в члены Аудиторской палаты).

Сведения об аудиторах, аудиторах-ИП и аудиторских организациях, содержащиеся в Аудиторском реестре, будут открытыми и общедоступными — с 1 января 2020 года они будут размещаться на официальном сайте Министерства финансов: регистрационный номер, ФИО (наименование), контактные данные, номер квалификационного аттестата, информация о наличии сертификатов или иных документов, подтверждающих специальную подготовку в области МСФО, и пр.

Основаниями для исключения сведений об аудиторе, аудиторе-ИП, аудиторской организации из аудиторского реестра являются:

a) письменное заявление аудитора-ИП, аудиторской организации об исключении в случае неосуществления аудиторской деятельности;

b) аннулирование квалификационного аттестата аудитора (для аудитора и аудитора-ИП);

c) решение правления Аудиторской палаты об исключении аудитора-ИП, аудиторской организации из членов Аудиторской палаты.


3. Аудиторская палата

Новая редакция Закона вводит единый орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов-ИП — Аудиторскую палату (ст. 9).

Однако функции Аудиторской палаты пока останутся ограниченными по сравнению с класссическими саморегулируемыми организациями: проведение аттестации аудиторов, принятие правил аудиторской деятельности и некоторые иные вопросы сохраняются в компетенции Министерства финансов Республики Беларусь.

К компетенции Аудиторской палаты относятся, в частности (ст. 12 Закона):

  • представление интересов своих членов;

  • осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП;

  • разработка рекомендаций по применению национальных правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности;

  • участие в обучении аудиторов по образовательным программам повышения квалификации.

Аудиторская палата будет создана в форме некоммерческой организации, основанной на обязательном членстве аудиторских организаций и аудиторов-ИП.

Членами Аудиторской палаты также смогут стать:

  • аудиторы,

  • физические лица, не участвующие в осуществлении аудиторской деятельности,

  • юридические лица, не осуществляющие аудиторскую деятельность.

Органы Аудиторской палаты:

  1. Общее собрание членов Аудиторской палаты (высший орган) — включает всех членов палаты и проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года. Решения общего собрания принимаются путем голосования: каждая аудиторская организация, каждый аудитор-ИП и аудитор, являющийся членом палаты, имеют по одному голосу. При этом аудиторские организации и аудиторы-ИП, привлекающие работников по трудовым договорам, получают дополнительное количество голосов, равное количеству аудиторов, для которых эти аудиторские организации и аудиторы-ИП являются основным местом работы.

  2. Правление Аудиторской палаты (коллегиальный исполнительный орган) — в него входят 7 членов палаты, избираемые учредительным собранием, общим собранием сроком на 3 года. Исполнение членами правления своих обязанностей осуществляется на безвозмездной основе.

  3. Председатель и заместитель председателя Аудиторской палаты — избираются членами правления Аудиторской палаты по согласованию с Министерством финансов, в том числе из числа лиц, не являющихся членами Аудиторской палаты, сроком на 3 года и включаются в состав правления Аудиторской палаты.

Имущество Аудиторской палаты будет формироваться за счет взносов ее членов, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников в соответствии с законодательством.

При включении в члены Аудиторской палаты между Аудиторской палатой и новым членом заключается Соглашение о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторская палата вправе применять к аудиторским организациям, аудиторам-ИП меры воздействия в виде (п. 3 ст. 12 Закона):

a) предупреждения — в случае осуществления аудиторской организацией аудиторской деятельности с нарушением требования о минимальном количестве аудиторов в ее штате;

b) требования об уплате штрафа — основания применения и размеры устанавливаются палатой по согласованию с Минфином;

c) приостановления членства в Аудиторской палате в случаях:

      • оказания аудиторской организацией и аудитором-ИП, не соответствующими требованиям, установленным Совмином, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (ИП) при их ликвидации;
      • непредставления аудиторской организацией и аудитором-ИП информации в палату о финансово-экономических показателях своей деятельности;
      • оказания аудиторской организацией аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, с нарушением требований, установленных Законом;
      • несвоевременной уплаты членом палаты квартальной суммы членских взносов;

d) исключения из членов Аудиторской палаты в случаях:

      • неустранения аудиторской организацией нарушений, повлекших ранее вынесенное предупреждение;
      • нарушения аудиторской организацией требований к руководителю организации, установленных Законом;
      • повторного совершения аудиторской организацией и аудитором-ИП нарушений, повлекших ранее приостановленное членство в палате;
      • выявления повторного нарушения аудиторской организацией и аудитором-ИП законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
      • неуплаты членом палаты годовой суммы членских взносов за текущий календарный год в полном объеме до его окончания.

4. Наблюдательный совет по аудиторской деятельности

Наблюдательный совет по аудиторской деятельности создается в целях организации создания Аудиторской палаты, координации и оценки ее деятельности, обеспечения реализации ее уставных целей и задач (ст. 13 Закона).

В состав Наблюдательного совета включаются представители аудиторских организаций, аудиторов-ИП, Минфина, Нацбанка, иных республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Совмину, ассоциаций (союзов) и учреждений образования, деятельность которых связана с экономическими и финансовыми вопросами, а также Аудиторской палаты.

Утверждение персонального состава Наблюдательного совета и назначение его председателя осуществляются Министерством финансов.

Исполнение членами Наблюдательного совета своих обязанностей осуществляется на безвозмездной основе.

 

5. Статус аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций

Как было указано выше, аудиторы, аудиторы-ИП и аудиторские организации смогут приступать к осуществлению аудиторской деятельности с даты включения сведений о них в Аудиторский реестр (п. 2,4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона).

Аудиторы-ИП и аудиторские организации будут обязаны вступать в члены Аудиторской палаты.

Аудиторы по-прежнему будут обязаны проходить аттестацию на право получения квалификационного аттестата (гл. 5 Закона).

Лица, не прошедшие аттестацию, теперь допускаются к ее повторному прохождению по истечение 3 месяцев со дня принятия Минфином решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора (ранее этот срок составлял 6 месяцев).

Законодатель уточнил требования к аудиторской организации, установленные предыдущей редакцией Закона (п. 1 ст. 8 Закона)

В частности, в новой редакции сохранится требования о количественном составе аудиторов — в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. При этом уточняется, что в случае прекращения с аудиторами трудовых договоров, повлекшего сокращение численности аудиторов до 4 и менее человек, аудиторская организация обязана в течение 2 месяцев со дня прекращения таких договоров обеспечить наличие в штате не менее 5 аудиторов, соответствующих указанным требованиям.

То же касается и руководителя аудиторской организации — в случае прекращения трудового договора с аудитором, осуществлявшим руководство аудиторской организацией, она обязана в течение 2 месяцев со дня прекращения такого договора обеспечить заключение трудового договора с новым руководителем.

Изменились требования к аудиторским организациям, оказывающим услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО (п. 4 ст. 8 Закона):

  • теперь в ее штате должно быть не менее 3 аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО (ранее — не менее 2 аудиторов);

  • такая организация будет обязана не реже 1 раза в 3 года проходить внешнюю оценку качества ее работы*.

*До 1 января 2023 года услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО можно будет оказывать без прохождения внешней оценки качества.

Перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора станет закрытым (п. 1 ст. 31 Закона). Ранее основания для аннулирования могли устанавливаться не только Законом, но и актом Совмина.

Перечень пополнился таким основанием как «смерть физического лица, имеющего квалификационный аттестат аудитора, объявления его умершим».

 

6. Права и обязанности аудируемых лиц, заказчиков аудиторских услуг

В новой редакции Закона закреплено право аудируемых лиц и заказчиков аудиторских услуг требовать при заключении договора оказания аудиторских услуг наличия договора добровольного страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора-ИП за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. В действующей редакции аналогичная норма отсутствует.


Справочно.
Сегодня наличие указанного договора страхования обязательно только для тех аудиторских организаций и аудиторов-ИП, которые оказывают услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) (п. 2 Положения о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности), утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2017 № 500).


Законодателем конкретизирована обязанность аудиторских организаций и аудиторов-ИП сообщать собственнику имущества, а также учредителям (участникам) аудируемого лица, сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, юридическому лицу, государству в размере, превышающем 1000 базовых величин.

В действующей редакции указанную информацию имеют право получить любые учредители / участники аудируемого лица (абз. 10 ст. 10). После вступления в силу новой редакции данное право смогут реализовывать только учредители / участники, которым принадлежит не менее 20 % акций (долей в уставном фонде) аудируемого лица (абз. 10 ст. 15 Закона).

Претерпела изменения и норма Закона, определяющая объем права аудируемых лиц и заказчиков аудиторских услуг на получение возмещения за убытки, причиненные в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг. Так, в действующей редакции Закона сказано, что указанные лица вправе получить возмещение убытков, в том числе в случае последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Из новой редакции Закона данная норма исключена.

Изменился и перечень обязанностей аудируемых лиц. В частности, в новой редакции Закона получила закрепление их обязанность до заключения договора оказания аудиторских услуг предоставлять аудиторской организации, аудитору-ИП письменную информацию, необходимую для оценки возможности соблюдения принципа независимости (абз. 2 п. 2 ст. 18).

Отметим также, что из текста Закона исключен срок устранения нарушений, выявленных аудиторской организацией, аудитором-ИП и срок внесения соответствующих изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность и (или) налоговые декларации (расчеты). В действующей редакции установлен конкретный срок совершения указанных действий — 30 календарных дней с даты получения аудируемым лицом аудиторского заключения (абз. 4 ч. 2 ст. 13).

 

7. Осуществление аудиторской деятельности

Как и в действующей редакции, новая версия Закона включает в понятие «аудиторская деятельность» аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, а также иные аудиторские услуги. Однако если сейчас перечень таких иных аудиторских услуг устанавливается национальными правилами аудиторской деятельности, то теперь он будет закреплен в тексте Закона (ч. 2 п. 1 ст. 21).

Помимо осуществления аудиторской деятельности аудиторские организации и аудиторы-ИП могут оказывать профессиональные услуги. К уже существующему перечню профессиональных услуг в новой редакции закона добавилось проведение судебных экспертиз на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности.

В перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны ежегодно проходить аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности включены специальные финансовые организации. В настоящее время они также проходят ежегодный обязательный аудит в силу прямого указания п. 9 Положения о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)». Однако прямого указания на это в тексте Закона не было.


Справочно.
Под специальной финансовой организацией понимается акционерное общество, созданное для осуществления операций секьюритизации — финансирования коммерческой организации под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций.


Изменилась формулировка Закона, определяющая объем выручки юридического лица, при достижении которого оно обязано проводить аудит. Если ранее он составлял 5 000 000 евро в эквиваленте, то новая редакция Закона привязывает объем выручки к базовым величинам — обязательный аудит проводится при объеме выручки, превышающем 500 000 базовых величин на 31 декабря предыдущего отчетного года (п. 3 ст. 22)*.

* Применяется в отношении годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности начиная с отчетности за 2020 год.

Расширен перечень субъектов, не подпадающих под проведение обязательного аудита, — в него внесены организации потребительской кооперации (абз. 2 п. 5 ст. 22 Закона). 


Справочно.
Потребительская кооперация – это система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»).


Изменения коснулись и такого принципа аудиторской деятельности, как принцип независимости.

Ранее аудитор-ИП не мог оказывать аудиторские услуги, если он либо его работник состоит в браке, близком родстве или свойстве с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (в том числе его филиала, представительства или иного обособленного подразделения). Аналогичный запрет был установлен и для аудиторских организаций, руководитель, аудитор либо иное должностное которого состоит в указанных отношениях.

Теперь запрет коснется не только родственников и свояков, но также лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (абз. 3, 5 п.3 ст. 27 Закона).