20.05.2020

Внесены масштабные изменения в Закон о мерах по предотвращению легализации доходов

Опубликован Закон Республики Беларусь от 1 мая 2020 № 14-З.

Изменения в Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон) вносятся нечасто. Однако нынешняя редакция привнесла существенные коррективы как в список лиц, на которых распространяют действие его нормы, так и на содержание их обязанностей.

Напомним, ранее мы готовили подробный гайд о том, как компании составить Правила внутреннего контроля и организовать их соблюдение. Об этом вы можете почитать здесь

Итак, что принесла новая редакция Закона:

1. Изменился перечень лиц, осуществляющих финансовые операции

Теперь в него включены, помимо прочих:

1) юридические лица, которые в соответствии с законодательными актами вправе осуществлять микрофинансовую деятельность и при этом не являются микрофинансовыми организациями (контроль за ними в рассматриваемой сфере будет осуществлять Нацбанк);


СПРАВОЧНО.
К ним относятся юридические лица:
  • созданные в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, 50 и более процентов акций (долей) в уставном фонде которого находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, зарегистрированные в сельской местности и включенные в государственный информационный ресурс "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь";
  • осуществляющие скупку драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.


2) резиденты ПВТ, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги;

  • деятельность оператора криптоплатформы;

  • деятельность оператора обмена криптовалют;

  • иная деятельность с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации, а также осуществление операций по созданию и размещению собственных цифровых знаков (токенов).

Контроль за ними в рассматриваемой сфере будет осуществлять Администрация ПВТ.

3) специальные финансовые организации (контроль за ними в рассматриваемой сфере будет осуществлять Минфин);


СПРАВОЧНО.
Специальная финансовая организация — это АО, созданное для осуществления операций секьюритизации (п. 2 Положения о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утв. Указом Президента РБ от 11.05.2017 № 154у).


4) управляющие организации инвестиционных фондов (контроль за ними в рассматриваемой сфере будет осуществлять Минфин);

5) налоговые консультанты (контроль за ними в рассматриваемой сфере будет осуществлять МНС).

Из числа лиц, осуществляющих финансовые операции, исключены ломбарды.

2. Установлены новые обязанности лиц, осуществляющих финансовые операции

Так, если ранее указанные лица были обязаны определять и оценивать риски, связанные с легализацией доходов, только при внедрении и использовании современных информационных технологий для проведения финансовых операций, то теперь необходимо это делать также непосредственно до:

  • внедрения новых услуг;

  • изменения существенных условий или способов оказания услуг.

Общая обязанность лиц, осуществляющих финансовые операции, по принятию необходимых организационных мер в целях осуществления эффективного внутреннего контроля теперь конкретизируется: Закон обязывает принимать такие меры, в том числе в отношении филиалов и иных обособленных подразделений, дочерних (зависимых) организаций, находящихся за пределами Республики Беларусь.

Текущая редакция Закона обязывает лиц, осуществляющих финансовые операции, не менее 5 лет хранить сведения и документы (их копии), полученные в результате идентификации их клиентов. Новая редакция в качестве альтернативы позволяет хранить изображения, созданные путем сканирования, фотографические изображения или видеоизображения такой информации.

3. Законом предусмотрено создание межведомственной комиссии по предотвращению легализации доходов

Она будет заниматься координацией деятельности государственных органов и Администрации ПВТ в сфере предотвращения легализации доходов.

Как отмечается в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 мая 2020 г. № Р-1215/2020, создание межведомственной комиссии как координационного органа обусловлено необходимостью выработки и реализации единых подходов в проведении государственной политики, обеспечении согласованных действий государственных органов и Администрации ПВТ в указанной сфере для эффективного решения проблем, возникающих в процессе борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансовой поддержкой особо опасных видов преступной деятельности.

Создание комиссии соответствует также Рекомендации 2 ФАТФ, согласно которой государства должны иметь координационный или иной механизм для выработки и реализации политики и деятельности по противодействию отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения. Как свидетельствует международная практика, большинство государств — участников Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и иных государств реализовали это требование ФАТФ путем создания на государственном уровне межведомственных комиссий, уполномочив их как минимум на представление предложений по разработке и реализации единой государственной политики в данной сфере.

4. В Закон введены новые термины

Например:

«клиент» — участник финансовой операции, обслуживаемый лицом, осуществляющим финансовые операции, в том числе на основании договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, включая договор, заключенный в электронном виде без использования ЭЦП в случаях, предусмотренных законодательными актами;

«организация, не являющаяся юридическим лицом» — структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) или с применением иностранного права без образования юридического лица (траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций), которая вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли (дохода) в интересах своих участников либо иных выгодоприобретателей;

«верификация» — совокупность мероприятий по проверке и (или) дополнению данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции, полученных в ходе идентификации;

«идентификация» — комплекс мероприятий по установлению данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции, определенных в соответствии с настоящим Законом, а также по подтверждению достоверности этих данных;

«обновление (актуализация)» — установление и фиксирование данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции, отличных от ранее полученных (подтверждение имеющихся данных).

Указанные категории и раньше были одними из центральных среди используемых Законом, однако он не закреплял их легального определения.

***

Новая редакция Закона вступит в силу через 6 месяцев после ее опубликования, то есть 20 ноября 2020 года.