14.06.2019

КГК опубликовал планы выборочных проверок на 2-е полугодие 2019

С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок.

Узнать, стоит ли ждать проверку, можно на сайте.

Сроки проведения выборочных проверок

По общему правилу, выборочная проверка может быть проведена только по истечении 2 лет со дня:

  • государственной регистрации (для ИП и организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

  • присвоения учетного номера плательщика (для обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

  • создания (для представительств иностранных организаций);

  • ввода в эксплуатацию объекта строительства (в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта);

  • первоначальной выдачи свидетельства о регистрации (для лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально);

  • первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (для лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма).

Однако в некоторых случаях внеплановые проверки могут назначаться и до истечения указанного срока:

  • по поручению Президента Республики Беларусь;

  • КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства на сумму, превышающую 1000 БВ;

  • КГК, ГТМ, МНС либо по поручению указанных органов – в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее - заключение), а также иных проверяемых субъектов - при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;

  • по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;

  • в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта;

  • Нацбанком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, надзора за деятельностью ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также в рамках проведения контроля за соблюдением некоммерческими микрофинансовыми организациями, действующими в форме потребительского кооператива, законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, и в рамках проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);

  • использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

  • для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок (дополнительная проверка).

Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска. Они определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. 

Утвержденные критерии оценки степени риска

Информация об утвержденных критериях оценки степени риска размещена на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет, например:

Минский городской исполнительный комитет

Генеральная прокуратура Республики Беларусь

Комитет государственного контроля

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь 

Национальный банк Республики Беларусь

Министерство юстиции Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Государственный комитет по стандартизации

Министерство финансов

Особенности проведения выборочных проверок

При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:

  • представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

  • полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

  • полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

  • полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Проведение в течение 3 календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается.

Проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Планы выборочных проверок формируются органами КГК на полугодие на основании представленных государственными органами сводных планов проверок. 

Добавление в сформированные планы выборочных проверок новых субъектов хозяйствования, а также дополнительного контролирующего (надзорного) органа в качестве соисполнителя по проверке не допускается. Внесение изменений возможно только в случаях:

  • исключения проверки,

  • исключения контролирующего (надзорного) органа из состава исполнителей проверки,

  • при изменении месяца начала ее проведения.