20.08.2019

Об ответственности налоговых агентов: разъяснение МНС

Министерство по налогам и сборам письмом от 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило особенности применения главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 КоАП к налоговым агентам.

1. О статье 13.7 КоАП

2. Зачет (возврат) налога на доходы при применении международных договоров

3. Административная ответственность налоговых агентов


1. О статье 13.7 КоАП

Юридические лица и ИП, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются согласно ч.1 п. 3 ст. 193 НК налоговыми агентами по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы).

Налоговые агенты имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК. В частности, налоговый агент обязан исчислять, удерживать из денежных средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено НК или иными актами налогового законодательства, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (пп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК).

Так, ч. 1 п. 3 ст. 193 НК предусматривает обязанность налогового агента исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы. Соответственно, допустимо перечисление налога на доходы в бюджет налоговым агентом, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, за счет собственных средств.

Меры административной ответственности, предусмотренные ст. 13.7 КоАП, применяются к налоговому агенту, если он не выполняет или выполняет не в полном объеме в установленный срок обязанности по удержанию суммы налога, сбора (пошлины).

Следовательно, административная ответственность по ст. 13.7 КоАП за неудержание или удержание не в полном объеме налога на доходы не будет применяться к налоговым агентам, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, если они не удержали (удержали не в полном объеме) налог из денежных средств иностранных организаций, но перечислили (в том числе за счет собственных средств) в полном объеме в бюджет налог на доходы, день начисления которых согласно правилам ст. 191 НК приходится на период, начиная с 01.01.2019 г.


2. Зачет (возврат) налога на доходы при применении международных договоров

Осуществление возврата (зачета) из бюджета сумм налога на доходы, перечисленного в бюджет налоговым агентом (в том числе в ситуации, когда перечисление налога в бюджет осуществлено за счет собственных средств налогового агента), регулируется ст. 66 и 194 НК.

В соответствии со ст. 66 НК излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пеней подлежит зачету либо возврату, если иное не установлено таможенным законодательством.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся без начисления процентов на эту сумму, за исключением случая несоблюдения установленного срока сообщения плательщику о проведенном возврате.

Зачет или возврат производятся в белорусских рублях.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты:

A. этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему;

B. неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение 3 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

Зачет может производиться по заявлению плательщика по установленной форме в счет:

  • исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним;

  • исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. При этом такое заявление плательщик вправе подать при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о зачете подается в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается по установленной форме не позднее 3 рабочих дней (в отношении госпошлины — не позднее 15 рабочих дней) со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о зачете, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику, а в определенных случаях — иному лицу, о проведенном зачете либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения, а о зачете, проведенном налоговым органом самостоятельно — не позднее 3 рабочих дней со дня его проведения.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о возврате подается по установленной форме в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о возврате либо об отказе в проведении возврата принимается по установленной форме не позднее 15 рабочих дней со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о возврате, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения. При нарушении этого срока сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней по день принятия такого решения.


3. Административная ответственность налоговых агентов

Статья 13.7 КоАП предусматривает административную ответственность налоговых агентов за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

Размер неудержанной и (или)
неперечисленной суммы налога
Размер штрафа
ИП юрлицо ИП юрлицо
п. 1 ст. 13.7 КоАП не более 4 БВ не более 10 БВ и 5% удержанных и перечисленных в бюджет налогов от 0,4 до 4 БВ от 2 до 20 БВ
п. 2 ст. 13.7 КоАП более 4 БВ более 10 БВ и 5% удержанных и перечисленных в бюджет налогов 40% налога, но не менее 2 БВ 40% налога, но не менее 10 БВ

Нарушение Размер штрафа
п. 3 ст. 13.7 КоАП Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога совершенные по неосторожности, в т.ч. должностным лицом юрлица, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 10 БВ для должностного лица юрлица — налогового агента, более 4 БВ для физического лица, не являющегося ИП, — налогового агента, либо сумма налога, не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5% от
удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период (для должностного
лица юрлица — за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период) сумм налога
от 1 до 10 БВ
п. 4 ст. 13.7 КоАП Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога совершенные умышленно, в т.ч. должностным лицом юрлица от 40 до 120 БВ
п. 5 ст. 13.7 КоАП более 4 БВ от 100 до 200 БВ