29.04.2020

О поддержке экономики: разбираем указ Президента № 143

Официально опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики».

О необходимости государственной поддержки субъектов хозяйствования в условиях мировой пандемии COVID-19 и последовавших за ней неблагоприятных последствий в экономике говорится давно. Еще в конце марта Премьер-министр Сергей Румас заявлял о готовности пакета мер по обеспечению стабильной работы экономики страны.

Однако нормативные акты, принятые до настоящего времени, носили скорее не поддерживающий, а ограничительный или регламентирующий характер, что было вызвано резкими колебаниями курса белорусского рубля, необходимостью контроля за оборотом средств индивидуальной защиты и пр.

Так, государство:

При этом, пожалуй, единственным действием, непосредственно направленным на поддержку бизнеса в условиях влияния пандемии, стало продление сроков завершения внешнеторговых операций.

В субботу, 25 апреля на Национальном правовом интернет-портале был опубликован Указ Президента № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143). Разберемся подробнее, оправдал ли он ожидания бизнес-сообщества Беларуси.

Прежде всего отметим, что Указ № 143 направлен на предпринимателей, осуществляющих один из видов деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации. Перечень таких видов деятельности закреплен в приложении к документу (далее – Перечень).

В Перечень вошли:

Обрабатывающая промышленность

Производство текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха:

  • производство текстильных изделий;
  • производство одежды.
Розничная торговля за исключением торговли автомобилями и мотоциклами:
  • розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах;
  • розничная торговля прочими бытовыми товарами в специализированных магазинах;
  • розничная торговля товарами культурно развлекательного характера в специализированных магазинах;
  • розничная торговля прочими товарами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки;
  • розничная торговля в палатках, киосках и на рынке;
  • розничная торговля одеждой, обувью и текстильными изделиями в палатках, киосках и на рынках;
  • розничная торговля прочими товарами в палатках, киосках и на рынках.
Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность:
  • деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;
  • деятельность пассажирского железнодорожного транспорта в междугородном и международном сообщениях;
  • деятельность грузового железнодорожного транспорта;
  • деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта;
  • деятельность сухопутного транспорта при городских и пригородных пассажирских перевозках;
  • деятельность прочего пассажирского сухопутного транспорта, не включенного в другие группировки;
  • деятельность грузового автомобильного транспорта и предоставление услуг по переезду (перемещению).
Деятельность воздушного транспорта:
  • деятельность пассажирского воздушного транспорта;
  • деятельность грузового воздушного транспорта и космического транспорта;
  • деятельность грузового воздушного транспорта.
Складирование и вспомогательная транспортная деятельность:
  • складирование и хранение;
  • вспомогательная деятельность в области перевозок;
  • вспомогательная деятельность сухопутного транспорта;
  • деятельность терминалов;
  • услуги автомобильных стоянок;
  • вспомогательная деятельность воздушного транспорта;
  • регулирование использования воздушного пространства;
  • прочая деятельность, относящаяся к пассажирским и грузовым перевозкам;
  • транспортная обработка грузов;
  • прочая вспомогательная деятельность в области перевозок.
Услуги по временному проживанию:
  • предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания;
  • предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания;
  • предоставление мест для проживания на территории кемпингов, лагерей;
  • предоставление услуг прочими местами для проживания.
Услуги по общественному питанию:
  • деятельность ресторанов;
  • обслуживание мероприятий и прочие услуги по общественному питанию;
  • деятельность баров.
Операции с недвижимым имуществом:
  • сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества;
  • операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;
  • деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом;
  • прочая деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом.
Аренда, прокат, лизинг:
  • аренда и лизинг автомобилей;
  • аренда и лизинг легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности;
  • аренда и лизинг прочих машин, оборудования и материальных активов;
  • аренда и лизинг воздушных транспортных средств;
  • аренда и лизинг предметов личного потребления и бытовых товаров;
  • аренда и лизинг развлекательного и спортивного оборудования.
Туристическая деятельность; услуги по бронированию и сопутствующая деятельность:
  • туристическая деятельность;
  • прочие услуги по бронированию и сопутствующая деятельность.
Деятельность в области офисного административного и вспомогательного обслуживания, направленного на поддержание коммерческой деятельности:
  • организация конференций и профессиональных выставок.
Образование:
  • дошкольное образование;
  • образование в области физической культуры, спорта и отдыха;
  • образование в области культуры;
  • деятельность школ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств;
  • прочие виды образования, не включенные в другие группировки.
Здравоохранение:
  • деятельность организаций, оказывающих медицинскую помощь;
  • деятельность санаторно-курортных организаций с оказанием услуг медицинскими работниками.
Творческая деятельность и развлечения:
  • творческая деятельность и развлечения;
  • деятельность в сфере исполнительских искусств;
  • деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий;
  • деятельность объектов культурной инфраструктуры.
Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочая деятельность в области культуры:
  • деятельность библиотек и архивов;
  • деятельность музеев;
  • деятельность исторических мест и зданий и аналогичных туристических достопримечательностей;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков, заповедников, национальных парков, заказников.
Деятельность в области физической культуры и спорта, организации отдыха и развлечений:
  • деятельность в области физической культуры и спорта;
  • деятельность физкультурно-спортивных сооружений;
  • деятельность спортивных клубов;
  • деятельность фитнес-клубов;
  • прочая деятельность в области физической культуры и спорта;
  • деятельность по организации отдыха и развлечений.
Ремонт компьютеров, предметов личного пользования и бытовых изделий:
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования;
  • ремонт предметов личного пользования и бытовых изделий;
  • ремонт электронной бытовой техники;
  • ремонт бытовой электрической и садовой техники;
  • ремонт обуви и изделий из кожи;
  • ремонт мебели и предметов интерьера;
  • ремонт часов и ювелирных изделий;
  • ремонт прочих предметов личного пользования и бытовых изделий.
Предоставление прочих индивидуальных услуг:
  • стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий;
  • предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
  • деятельность по обеспечению физического комфорта.

Основные вопросы Указа № 143:

1. Изменение срока уплаты некоторых налогов и уменьшение их сумм

Местным органам власти* предоставлено право изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита (п. 2.1 Указа № 143). То же касается и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. 

*областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы.

Обращаем внимание, что данные меры могут применяться только к налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

С их списком можно ознакомиться на примере платежей, уплачиваемых в местный бюджет на счета главного управления министерства финансов по г. Минску

Это такие налоги, как

  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

  • налог при упрощенной системе налогообложения.

  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

То есть ни налог на недвижимость с организаций, ни земельный налог с организаций не подпадают под действие Указа № 143.

Условия предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита:

  1. осуществление юридическим лицом или ИП вида экономической деятельности (основного), который включен в Перечень;

  2. своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита будет осуществляться ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.; проценты за пользование не начисляются.

Также местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (п. 2.2 Указа № 143). При этом Указ № 143 не уточняет, о каких именно категориях плательщиков идет речь (для получения такой привилегии даже не обязательно входить в Перечень). Вероятно, этот вопрос будет решаться в заявительном порядке, по итогам рассмотрения индивидуальных обращений налогоплательщиков.

Кроме того, местные исполкомы вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г., за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов (за исключением резидентов СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков – такое решение отдано на откуп администрациям СЭЗ). При чем для изменения размера арендной платы, как указано в п. 2.3 Указа № 143, нет необходимости оформлять соответствующее соглашение к договору аренды земельного участка – арендная плата в уменьшенном размере будет уплачиваться на основании решения местного исполкома или администрации СЭЗ.

Обращаем внимание на то, что п. 2.1 и 2.2 Указа № 143 местным органам власти предоставляется лишь право на изменение срока уплаты налогов / арендной платы и уменьшение их сумм – не обязанность. Соответственно, рассчитывать на то, что каждый субъект хозяйствования, обратившийся в органы за указанной поддержкой и соответствующий формальным условиям ее предоставления, гарантированно получит такую поддержку – не приходится.

2. Уменьшение и отсрочка арендных платежей

Отсрочка по 30 сентября 2020 года предоставляется только:

1) арендаторам недвижимого имущества*, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, и оказывающим бытовые услуги населению, – по оплате арендной платы за пользование этим имуществом (п. 6.1 Указа № 143);

*капитальные строения (здания, сооружения), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 % акций (долей) находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц (здесь и далее – недвижимое имущество);

2) ссудополучателям указанного недвижимого имущества, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, и оказывающим бытовые услуги населению, –

по возмещению ссудодателям начисленной амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации), а также земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость (п. 6.2 Указа № 143).

Отсрочка по исполнению указанных обязательств предоставляется с последующей

рассрочкой их исполнения по 31 декабря 2020 года.

Отсрочка предоставляется арендатору (ссудополучателю) по его заявлению на срок, указанный в таком заявлении. В заявлении должны быть также указаны сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.

В течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) от арендатора (ссудополучателя) заявления о предоставлении отсрочки сторонами заключается дополнительное соглашение к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества.

На отсрочку, рассрочку, налоговый кредит могут рассчитывать также арендодатели (ссудодатели) указанных выше субъектов.

В случае предоставления такой отсрочки арендодателям (ссудодателям) недвижимого имущества предоставляются:

  • отсрочка и рассрочка исполнения обязательств по начислению амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации) на условиях отсрочки и рассрочки, предоставленных арендатору (ссудополучателю);

  • местными органами власти отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в порядке, аналогичном предусмотренному в ч. 2-4 пп. 2.1 п. 2 Указа № 143.

Что касается арендаторов иного (негосударственного) недвижимого имущества, Указ № 143 содержит лишь рекомендацию для их арендодателей (юрлиц и ИП): предоставлять арендаторам с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер (п. 11).  Это правило относится только к арендаторам, осуществляющим в качестве основного вид деятельности, указанный в Перечне.

Единственным «козырем» на переговорах арендатора и арендодателя в этом случае может стать норма, предусмотренная п. 12 Указа № 143: если арендодатель пойдет навстречу арендатору и предоставит ему отсрочку по оплате арендной платы, для него будет изменен срока уплаты НДС по сдаче имущества в аренду – за период с апреля по сентябрь 2020 года днем сдачи имущества в аренду будет считаться 31 декабря 2020 года.

3. Базовая арендная величина

Пунктом 10 Указа № 143 введен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом до 30 сентября 2020 года.

Отметим, что с 1 апреля 2020 года базовая арендная величина составляет 17 рублей 85 копеек (постановление Совмина от 20.03.2020 № 162).

Однако, как следует из комментария Госкомимущества, арендная плата, в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г., включая арендую плату за март 2020 г, а также задолженность по арендной плате, уплачиваемые после 31 марта 2020 г., должны определяться исходя из базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек. 

Если к действующим договорам аренды до вступления Указа № 143 в силу были заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми с 1 апреля 2020 г. произведен перерасчет размера арендной платы с учетом размера базовой арендной величины, установленного постановлением Совмина № 162, необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором зафиксировать размер арендной платы, установленный до 1 апреля 2020 г., на период до 30 сентября 2020 г. Если же размер арендной платы в договорах аренды был зафиксирован только в базовых арендных величинах, внесение изменений в такие договоры не требуется.

Если арендная плата за март и апрель 2020 г. были уплачены после 1 апреля 2020 г. с учетом увеличенного размера базовой арендной величины, излишек арендной платы не возвращается, а засчитывается в счет последующих платежей.

4. НДС

Плательщикам по перечню, определяемому Совмином, зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производится за отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы (п. 2.4 Указа № 143).

5. Налог на прибыль

Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Минздравом, включаются юридическими лицами и ИП в состав внереализационных расходов (п. 2.5 Указа № 143).

6. Курсовые разницы

Порядок налогового учета курсовых разниц, выбранный организацией в соответствии с Указом от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах», может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в учетную политику этой организации и будет действовать в течение всего налогового периода (п. 2.6 Указа № 143).

Напомним, что, согласно Указу от 31.12.2019 № 504, курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) вправе включать в состав:

  • внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года;

  • внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.

7. Единый налог с ИП и иных физлиц

ИП, уплатившие в 2020 году единый налог, вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения (п. 2.7 Указа № 143).

ИП, изъявившие желание перейти в 2020 году на УСН, должны с 1-го по 20-е число

календарного месяца, с которого они начинают применение УСН, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН с указанием даты такого перехода.

ИП, временно не осуществлявшим предпринимательскую деятельность, производится зачет или возврат единого налога даже при продолжительности неосуществления более 30 календарных дней (п. 2.8 Указа № 143).

Физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в случае временного неосуществления деятельности с 1 апреля по 31 декабря 2020 году также производится зачет или возврат единого налога в соответствии со ст. 66 НК. Сумма единого налога, подлежащая таким зачету или возврату, определяется

налоговым органом в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 344 НК, на основании письменного уведомления, поданного физическим лицом.

Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано в течение II и III кварталов 2020 г. уменьшать до 2 раз размер применяемых в этот период ставок единого налога, исходя из которых в соответствии с п. 9 ст. 4 Закона РБ от 30.12.2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» производятся исчисление и уплата единого налога в 2020 году (п. 3 Указа № 143).

8. Подоходный налог

Из числа объектов налогообложения подоходным налогом с физических лиц исключены доходы в размере стоимости получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий:

  • средств индивидуальной защиты,

  • антисептических лекарственных средств,

  • дезинфицирующих средств,

  • питания (п. 2.9 Указа № 143).

Налоговая декларация по подоходному налогу с физических лиц представляется физическими лицами, получившими в 2019 году доходы, указанные в п. 1 ст. 219 НК, не позднее 30 апреля 2020 года (п. 2.10 Указа № 143).

Таким образом продлен срок предоставления данных деклараций, установленный ст. 222 НК (не позднее 31 марта).


Справочно.

К таким доходам относятся:

1) доходы, полученные от физических лиц и организаций, не признаваемых налоговыми агентами РБ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 218 НК;

2) доходы (за исключением доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности плательщиком — ИП), полученные физическими лицами — налоговыми резидентами РБ от источников за пределами РБ;

3) доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности после исключения плательщика — ИП из ЕГРЮЛ;

4) доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, превышающем предел, установленный п. 22 ст. 208 НК (6569 белорусских рублей);

5) доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в размере, превышающем, установленный п. 29 ст. 208 НК (13 128 белорусских рублей);

6) доходы в виде страховых взносов, возвращенных при расторжении до истечения 3-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 3 и более года, — в случае получения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета, установленного пп. 1.2 п. 1 ст. 210 НК;

7) отдельные доходы, в отношении которых плательщику был предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный пп. 1.1 п. 1 ст. 211 НК:

  • в виде возврата взносов при прекращении строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;

  • в размере номинальной стоимости жилищных облигаций и процентного дохода, полученного от организации - эмитента этих облигаций при их погашении (досрочном погашении) денежными средствами, а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций;

  • в виде лизинговых платежей, уплаченных по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга — одноквартирного жилого дома или квартиры, в случаях, если такой договор не завершился выкупом имущества или в договор были внесены изменения, исключающие условие выкупа предмета лизинга.


9. Задолженность за энергоресурсы

Задолженность за энергоресурсы* подлежит погашению с ее пересчетом с учетом установленного Нацбанком на 31 декабря 2019 г. официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы (п. 4 Указа № 143).

*задолженность за природный газ, электрическую и тепловую энергию, отпущенные газо- и энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белтопгаз», ГПО «Белэнерго», не погашенная на 31.12.2019 г., в отношении которой на дату вступления в силу Указа № 143 приняты решения Президента Республики Беларусь о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки ее погашения.

Указанная норма не распространяется на задолженность за энергоресурсы, зафиксированную в белорусских рублях решениями Президента Республики Беларусь по установленному Нацбанком до 31.12.2019 г. официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы, и подлежащую погашению без ее пересчета в связи с изменением установленного Нацбанком официального курса белорусского рубля к иностранной валюте.

Газо- и энергоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белтопгаз», ГПО «Белэнерго», потребители:

  • производят пересчет задолженности, погашение которой осуществляется как указано выше;

  • до 1 июля 2020 г. корректируют данные бухгалтерского и налогового учета с уплатой при необходимости налогов, сборов и иных платежей без начисления пеней и применения административных взысканий в виде штрафов.

Положения п. 4 Указа № 143 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 28 Указа № 143).

10. Оплата государственного имущества, проданного с рассрочкой

Государственные юридические лица вправе предоставить покупателям, осуществляющим виды экономической деятельности, указанные в Перечне, а также оказывающим бытовые услуги населению, отсрочку по оплате государственного имущества, проданного с рассрочкой его оплаты, по 30 сентября 2020 г.  (п. 8 Указа № 143).

Отсрочка предоставляется покупателю по его заявлению на срок, указанный в таком заявлении, с последующей рассрочкой исполнения обязательств по 31 декабря 2020 г.

Погашение покупателем суммы рассрочки осуществляется ежемесячно равными долями.

11. Государственные закупки

В случае расторжения договора госзакупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик (организатор) вправе приобрести товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенные в перечень, установленный Совмином, с применением процедуры закупки из одного источника в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев (п. 13 Указа № 143).

Включение в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не производится в случае, если договор госзакупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:

  • вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует БелТПП либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель));

  • в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника).

При расторжении договора госзакупки поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан обосновать влияние обстоятельства непреодолимой силы на возможность исполнения им договора госзакупки.

С позицией БелТПП о том, можно ли коронавирус COVID-19 считать форс-мажором, можно ознакомиться здесь.

Указанные правила госзакупок будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

12. Права и обязанности нанимателя

Пунктом 14 Указа № 143 нанимателям предоставлено право:

1) изменять существенные условия труда работника (за исключением уменьшения размера оплаты труда) в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день;


Справочно.
Частью 3 ст. 32 ТК предусмотрен месячный срок уведомления работника об изменении существенных условий труда.


2) производить временный перевод, в том числе в другое структурное подразделение, к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.


Справочно.
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 33 ТК, временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до 1 месяца.


Новые правила об изменении существенных условий труда и временных переводах будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

Комментарий Минтруда по этому поводу можно прочитать здесь.

13. Пособия по временной нетрудоспособности

Пункт 15 Указа № 143 гарантирует выплату пособия по временной нетрудоспособности лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, или второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов.

Пособие по уходу назначается в порядке, установленном Совмином для назначения пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет).

Министерство труда и социальной защиты опубликовало комментарий к указанному пункту Указа № 143.

Как указано в комментарии, лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на социальное страхование, осуществляющим уход за ребенком до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам первого или второго уровня при наличии одного или нескольких респираторных симптомов, будут выдаваться листки нетрудоспособности и выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности.

Период пребывания на листке нетрудоспособности по данному случаю временной нетрудоспособности – до 14 календарных дней, размер оплаты – 100 % среднедневного заработка с первого дня пребывания на листке нетрудоспособности.

Ранее лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до 10 лет, который посещает учреждение дошкольного или общего среднего образования, и относится к категории лиц, указанных в абзацах втором и третьем п. 3.2 п. 3 постановления Совмина от 8.04.2020 г. № 208 «О введении ограничительного мероприятия», устанавливалась временная нетрудоспособность в связи с уходом за данным ребенком, на срок пребывания ребенка в самоизоляции, установленный законодательством и выдавалась справка о временной нетрудоспособности, которая служила документом, подтверждающим освобождение от работы и не подлежала оплате.

Указанные выше нормы будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

14. Реализация лекарственных средств

До 1 июля 2020 г. юридическим лицам, имеющим лицензию на розничную реализацию лекарственных средств, разрешено осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами, реализуемыми без рецепта врача (п. 16 Указа № 143). Перечень таких лекарственных средств будет утвержден Минздравом.

При этом осуществлять доставку указанных лекарственных средств смогут только организации, утвержденные Совмином.

Напомним, прямой запрет на реализацию лекарственных средств таким способом установлен п. 3 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31.

Кроме того, после вступления в силу Указа № 143 организации, осуществляющие производство лекарственных средств, цены на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, вправе осуществлять реализацию таких лекарственных средств без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.

Формирование оптовых и розничных цен на лекарственные средства также теперь осуществляется без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.

Указанные нормы относительно ценообразования будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

15. Производство и реализация алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий

Для получения лицензии на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, или внесения изменений в такую лицензию на производство дезинфицирующих спиртосодержащих средств установлены новые, сокращенные сроки рассмотрения (п. 17 Указа № 143):

  • заявлений о выдаче заключений территориальных органов государственного санитарного надзора, территориального органа государственного технического надзора МЧС, РУП «Белорусский государственный институт метрологии» составляет 1 рабочий день со дня приема заявления о выдаче заключения;

  • заявлений о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию) составляет 1 рабочий день со дня приема заявления о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию).

Сокращенные сроки будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь (п. 27 Указа № 143).

Разрешено субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на оптовую реализацию лекарственных средств, до 1 января 2021 года осуществлять оптовую реализацию дезинфицирующих спиртосодержащих средств без получения соответствующей лицензии.

При этом также отменяется квотирование в отношении производства антисептических лекарственных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, предназначенных для реализации на территории Республики Беларусь (по 31 декабря 2020 г.).

16. Внеплановые проверки в отношении юрлиц и ИП

Пункт 20 Указа № 143 меньше всего вяжется с общим посылом документа – направленностью на поддержание экономики – и вводит право органов назначать внеплановые проверки в отношении юридических лиц и ИП по вопросам соблюдения:

  • антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе – МАРТ;

  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Минздравом;

  • законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС – Председателем Госкомитета по стандартизации.

При этом проведение проверок разрешено в течение 2 лет со дня государственной регистрации (присвоения УНП) в отношении юридических лиц (обособленных подразделений) (кроме созданных в порядке реорганизации), ИП в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общественным питанием.

Напомним, мораторий на проведение проверок в течение 2 лет со дня госрегистрации юрлиц и ИП установлен п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Указанные выше органы также получили право приостанавливать работу торгового объекта / объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней.

Нормы о проведении внеплановых проверок и приостановлении деятельности субъектов хозяйствования будут действовать до 1 января 2021 года (п. 27 Указа № 143).

17. Субсидиарная ответственность при недостаточности имущества юридического лица

Норме Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» о субсидиарной ответственности собственника имущества юрлица, признанного банкротом, его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителя) придали обратную силу.

Пункт 23 Указа № 143 содержит указание на то, что пп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления в силу этого Декрета (то есть до 26 февраля 2018 года). При этом предельный срок действия этой нормы не устанавливается.

Принятые по 25 февраля 2018 г. судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, не исполненные на день вступления в силу Указа № 143, в неисполненной части могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, установленном ХПК.