27.11.2019

О некоторых вопросах нормирования топлива: совместное письмо МНС и Министерства транспорта

На сайте МНС опубликовано совместное письмо МНС и Минтранса от 19.11.2019 № 08-02/10583 / 2-2-10/02529 «О некоторых вопросах нормирования топлива».

Затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) при исчислении налога на прибыль включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в пределах норм расхода, установленных в соответствии с законодательством.

С 1 января 2019 года при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются:

  • в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем,

  • при отсутствии таковых норм - в пределах норм, установленных руководителем организации. При этом нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода ТЭР затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» к полномочиям Совета Министров Республики Беларусь отнесено определение порядка разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР. В связи с этим Совмин постановлением от 18.03.2016 г. № 216 утвердил Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов (далее — Положение).

Положение распространяется на:

  1. юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более;

  2. юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более.

Следовательно, указанные выше юридические лица при исчислении налога на прибыль в состав нормируемых затрат включают расходы на ТЭР в пределах норм, установленных в соответствии с Положением.

Положение не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.

Нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Нормы в области транспортной деятельности разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.


СПРАВОЧНО.
Транспортная деятельность  это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности»).


Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности (как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности), нормируется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Как подчеркнуто в письме № 08-02/10583 / 2-2-10/02529, работа в части нормирования расходов топлива в транспортной деятельности продолжается, в частности, Минтрансом подготовлены соответствующие проекты постановлений, устанавливающие нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, в отношении которых такие нормы были разработаны ранее.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих государственных органов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций. Например:

  • постановление Совмина от 30.01.2008 № 133 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ»;

  • постановление Совмина от 20.08.2008 № 1199 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении болотно-подготовительных работ, добыче, транспортировке и переработке торфа, производстве топливных брикетов, топлива из лигнина и пеллет»;

  • постановление Совмина от 15.10.2001 № 1488 «О предоставлении Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности и Государственному пограничному комитету полномочий на разработку и утверждение норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей».

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совмин в пределах предоставленных Законом «Об энергосбережении» полномочий, принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Совмином. В случае отсутствия указания Совмина на принятие соответствующего нормативного правового акта, нормы определяются самостоятельно.

При исчислении налога на прибыль в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством — либо на основании актов законодательства, либо разработанных самостоятельно, и только превышение установленных норм считается сверхнормативным