15.06.2020

КГК опубликовал планы выборочных проверок на 2-е полугодие 2020

Узнать, стоит ли ждать проверку, можно на сайте.

Сроки проведения выборочных проверок

По общему правилу, выборочная проверка может быть проведена только по истечении 2 лет со дня:

  • государственной регистрации (для ИП и организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

  • присвоения учетного номера плательщика (для обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

  • создания (для представительств иностранных организаций);

  • ввода в эксплуатацию объекта строительства (в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта);

  • первоначальной выдачи свидетельства о регистрации (для лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально);

  • первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (для лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма).

Однако в некоторых случаях внеплановые проверки могут назначаться и до истечения указанного срока:

  • по поручению Президента Республики Беларусь;

  • КГК (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства на сумму, превышающую 1000 БВ;

  • КГК, ГТМ, МНС либо по поручению указанных органов — в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее — заключение), а также иных проверяемых субъектов — при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;

  • по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;

  • в случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта;

  • Нацбанком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, надзора за деятельностью ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также в рамках проведения контроля за соблюдением некоммерческими микрофинансовыми организациями, действующими в форме потребительского кооператива, законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, и в рамках проведения контроля за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);

  • использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

  • для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок (дополнительная проверка).

Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска. Они определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

Особенности проведения выборочных проверок

При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:

  • представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

  • полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

  • полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

  • полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Проведение в течение 3 календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается.

Проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Планы выборочных проверок формируются органами КГК на полугодие на основании представленных государственными органами сводных планов проверок. 

Добавление в сформированные планы выборочных проверок новых субъектов хозяйствования, а также дополнительного контролирующего (надзорного) органа в качестве соисполнителя по проверке не допускается. Внесение изменений возможно только в случаях:

  • исключения проверки,

  • исключения контролирующего (надзорного) органа из состава исполнителей проверки,

  • при изменении месяца начала ее проведения.