Новости законодательства

19 октября 2017 г.

Новое в трансфертном ценообразовании в 2018 году: законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь опубликован проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета», в соответствии с которым в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее- НК) с 1 января 2018 года будет введена глава 31 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения», заменяющая ст.30-1 с аналогичным названием.

В целом проект можно охарактеризовать как существенно изменяющий правовое регулирование ТЦО в Республике Беларусь в сторону его детализации и приближения к базовым международным документам в сфере регулирования ТЦО.

Новая глава включает в себя 11 статей, которые последовательным образом раскрывают особенности осуществления налоговыми органами контроля за сделками в части соответствия определенной ими налоговой базы по налогу на прибыль рыночным ценам, складывающимся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Рассмотрим наиболее значимые нововведения в области ТЦО, которые могут получить закрепление в НК в 2018 году:


Действующая редакция НК

Проект

Допустимый порог отклонения цены сделки от рыночной цены на идентичное (однородное) имущество, при котором сделка не считается контролируемой, – 20%.

 

Сделка считается контролируемой, если её цена не соответствует рыночным ценам (то есть не находится в диапазоне рыночных цен) или полученная прибыль не находится в диапазоне рыночных показателей рентабельности.

 

В перечень сделок (операций), на которые не распространяется контроль ТЦО, включены:

— сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), если цена (стоимость) сделки определена в международном договоре Республики Беларусь;

— банковские операции по перечню, определенному Банковским кодексом Республики Беларусь;

— операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

 

В указанный перечень включена еще одна категория сделок: реализация банку ранее переданного в залог недвижимого имущества с целью обеспечения его требований о погашении кредиторской задолженности.

 

В случае применения цен на товары (работы, услуги), не соответствующих рыночным ценам, плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами проверки, за исключением камеральной проверки, произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль.

 

При этом налогоплательщик обязан в представить в налоговые органы вместе с уточненной налоговой декларацией сведения о сделке, в отношении которой произведены корректировки, а также о суммах скорректированных налоговой базы и налога (убытка).

При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок их коммерческих и (или) финансовых условий производится анализ:

-    качественные характеристики товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки, количество товаров (объем работ, услуг), условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), условия платежа;

-    функции, выполняемые сторонами сделки, принимаемые ими риски.

 

Помимо указанных показателей, дополнительно должны анализироваться:

- практика отношений;

- рынки реализации (приобретения) товаров, а также бизнес-стратегии сторон сделки, которые оказывают существенное влияние на цены товаров.

При определении сопоставимости сделок учитываются принимаемые каждой из сторон сделки при осуществлении своей деятельности и оказывающие влияние на условия сделки:

-    производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

-    риск изменения рыночных цен на приобретаемые материалы и выпускаемую продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, риск изменения прочих рыночных условий;

-    риск обесценения запасов, потерь товарами качества и иных потребительских свойств, утери имущественных прав;

-    риски изменения курса иностранной валюты по отношению к белорусскому рублю или другой валюте, процентных ставок, кредитные риски;

-    риск невостребованности товара (большие складские запасы);

-    условия договоров, заключенных между сторонами сделки, оказывающие влияние на цены товаров (работ, услуг);

-    характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающие влияние на цены товаров (работ, услуг).

 

Закреплены дополнительные виды рисков, подлежащих оценке:

-     риски, связанные с утратой имущества, имущественных прав;

-     риск, связанный с безрезультативностью осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

-     инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных при осуществлении инвестиций, включая выбор объектов для инвестиций;

-     риск нанесения ущерба окружающей среде;

-     предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию реализации товаров.

Каждый последующий метод ТЦО используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.

 

Допускается использование комбинации двух и более методов ТЦО, независимо от порядка их закрепления в законе.

Для определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности используются показатели рентабельности, определяемые по результатам не менее двух сопоставимых сделок (деятельности не менее двух лиц) в аналогичном отчетном периоде.

 

При расчете диапазона рыночных показателей рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения анализируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена анализируемая сделка, либо данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующих году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке).

 

Плательщики, осуществившие крупные внешнеторговые сделки со стратегическим товарами, обязаны составлять и по уведомлению налогового органа представлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены.

 

Указанные плательщики составляют и представляют в налоговый орган документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, на ежегодной основе – до 1 июня года, следующего за годом, в котором анализируемые сделки были совершены и отражены в налоговой декларации (расчете).

 

Также проект содержит и ряд абсолютных новшеств.
Например, с 2018 года не будет применяться действующее сегодня правило об определении финансовых показателей анализируемого плательщика на основании отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, – то есть после вступления в силу проекта будет допустимо использовать отчетность, составленную по стандартам страны, где находятся соответствующие хозяйствующие субъекты (при применении метода цены последующей реализации и затратного метода). При применении метода распределения прибыли если организаций, совокупная прибыль которых подлежит распределению, ведут бухгалтерский учет на основе различных требований к бухгалтерскому учету, для целей применения метода распределения прибыли такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть приведена к единым требованиям к бухгалтерскому учету

Для налогоплательщиков, которые добровольно произвели корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), проектом предусмотрено освобождение от уплаты пени на сумму налога, если налог доплачен не позднее 22 марта года, следующего за налоговым периодом (отчетным годом), а также 50%-ное уменьшение пени в случае добровольной корректировки и уплаты налога не позднее 22 марта года, следующего за годом, за который была представлена налоговая декларация с соответствующими изменениями.

Проектом вводится регламентация важнейшего элемента ТЦО — функционального анализа. Его проведение необходимо для определения анализируемой стороны сделки. Анализируемая сторона сделки — это сторона, по которой применение метода ТЦО является наиболее обоснованным, для которой можно найти наиболее сопоставимые сделки и (или) сопоставимые лица и которая отвечает следующим требованиям:
— выполняет менее сложные функции по анализируемой сделке;
— принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
— не обладает объектами нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

Кроме того, проектом уточнен порядок применения каждого из методов ТЦО: метода сопоставимых рыночных цен, метода цены последующей реализации, затратного метода, метода сопоставимой рентабельности, метода распределения прибыли.
Перечень контролируемых сделок проектом не изменен.