Новости законодательства

20 июля 2017 г.

На сайте Министерства финансов Республики Беларусь опубликован проект закона о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/upload/np/proekt/proekt_072017.pdf).
Рассмотрим некоторые из них, представляющиеся нам наиболее важными.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь

1. Для плательщиков налогов устанавливается обязанность сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, в том числе являющимися индивидуальными предпринимателями, счета в банке за пределами Республики Беларусь — в течение тридцати дней со дня открытия или закрытия счета в порядке и по форме, утвержденным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Напомним, что физические лица признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь, если они фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь и, соответственно, на них не распространяется обязанность по информированию налоговых органов о счетах за границей.
Отметим, что до тех пор, пока в течение текущего календарного года невозможно определить статус физического лица, оно признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.
При этом ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.

Для белорусских организаций обязанность информировать об открытии или закрытии счета в банке за пределами Республики Беларусь существовала и ранее.

2. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, пеням и иным обязательным платежам в бюджеты и (или) по обязательным платежам в бюджет ФСЗН, а также задолженность по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения вводится обязанность зачислять на свои текущие (расчетные) банковские счета в банке не только выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, от внереализационных доходов, но также и займы (кредиты).
Таким образом, устраняется возможность направлять суммы займов на счета контрагентов организации – должника напрямую, минуя счет заемщика.

3. С целью подготовки к исполнению в будущем международных соглашений об обмене информации с налоговыми органами иностранных государств устанавливается обязанность для банков и Национального банка Республики Беларусь представлять в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь сведения, составляющие банковскую тайну организаций и физических лиц, которые подлежат передаче налоговому органу иностранного государства на основании международного договора:
— о счетах, открытых иностранными организациями и физическими лицами в финансовых учреждениях Республики Беларусь, и доходах, зачисленных на такие счета (выплаченных с таких счетов);
— об исполнении белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями внешнеэкономических договоров.
Формы и форматы перечня таких сведений, периодичность их представления определяются на основании соглашения, заключенного Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь с Национальным банком Республики Беларусь.

Налог на добавленную стоимость

4. Плательщикам предоставляется право применять ставку НДС в размере 20% к оборотам по возмещению, не признаваемым объектом налогообложения НДС, арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа).
Проектом изменений также регламентируется порядок отражения таких оборотов в налоговой декларации, электронных счетах-фактурах, а также осуществления налоговых вычетов по НДС.

5. Проектом изменений упрощается процедура создания электронного счета-фактуры (ЭСЧФ) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исчислении НДС белорусским плательщиком.
Создание и направление ЭСЧФ можно будет выполнять не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а не каждый день, на который приходится момент фактической реализации, как это предусмотрено в настоящее время.
Изменяются сроки создания и направления ЭСЧФ и в некоторых других случаях.

Налог на прибыль

6. Проектом изменений предусматривается разрешить в определенных случаях включать в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, сумму налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Это станет возможным в отношении налога на доходы иностранной организации, полученные:
— от оказания посреднических услуг,
— от оказания услуг по рекламе,
— от деятельности по обработке данных и размещению информации, а также от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации,

если выплата дохода происходит путем взаимозачета, проводимого в связи с самостоятельным вычетом иностранной организацией своего вознаграждения, что не позволяет удержать налог на доходы налоговому агенту.
Очевидно, что появление этой нормы призвано решить проблему, в первую очередь, IT сообщества и пользователей многочисленных иностранных платформ и сервисов, когда последние производят удержание своего вознаграждения из суммы средств, подлежащих перечислению белорусскому налоговому агенту.

Кроме того, проектом изменений планируется регламентировать процедуру подтверждения налогового резидентства иностранной компании в случае, если в иностранном государстве выдан электронный документ об этом.

7. Предусматривается ограничение суммы расходов на оплату услуг управляющего, которую можно включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Предполагается, что нельзя будет включать в состав затрат расходы на оплату услуг по управлению деятельностью плательщика (управленческих услуг) сверх размеров, установленных законодательством, для определения средней заработной платы руководителей организаций.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей и физических лиц

8. Индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание на новую редакцию статьи 91 Налогового кодекса Республики Беларусь, которая определяет особенности признания их плательщиками НДС.

Кроме того, важно отметить многочисленные изменения в порядке исчисления и уплаты единого налога, а также принять к сведению, что при превышении валовой выручки (без учета положений пункта 2 статьи 297 Налогового кодекса Республики Беларусь) за ноябрь, декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года над сорокакратной суммой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц за ноябрь, декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года, соответственно, индивидуальными предпринимателями в 2018 году исчисляется доплата этого налога в размере пяти (5) процентов с суммы такого превышения.
При превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в периодах, указанных в части первой настоящей статьи, налоговая декларация (расчет) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц представляется:
— за ноябрь 2017 года – не позднее 1 января 2018 года;
— за декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года – не позднее 1 февраля 2018 года.
Доплата единого налога производится:
— за ноябрь 2017 года – не позднее 1 января 2018 года;
— за декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года – не позднее 1 февраля 2018 года.